Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность

Что такое «функциональная грамотность»?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению предметного содержания по-прежнему остается главным, однако чисто академических знаний уже недостаточно. Современная школа сегодня делает акцент на умения применять эти знания.
Исследование функциональной грамотности проводится в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). PISA — это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год

Основные направления исследования:
· читательская грамотность;
· математическая грамотность;
· естественно-научная грамотность.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
— Читательская грамотность
— Математическая грамотность
— Естественнонаучная грамотность
— Финансовая грамотность
— Глобальные компетенции
— Креативное мышление
— Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
— Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
— Банк заданий по формированию функциональной грамотности (издательство Просвещение)
— Банк заданий по формированию функциональной грамотности (Российская Электронная Школа)

План мероприятий МБОУ СШ № 155, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Дорожная карта_по фор рованию Функциональной грамотности в МБОУ СШ №155

 

Версия для слабовидящих
ГОСУСЛУГИ

Красноярский стандарт качества образования

Красноярский информационно- методический центр Базовая площадка