ДС
Доступная среда
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Одним из главных ориентиров программы «Доступная среда» является создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии.
Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО обучающихся с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» скачать с сайта Минобрнауки
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» скачать с сайта Минобрнауки
Санитарно-эпидемиологические требования для обучающихся с ОВЗ
Модель инклюзивного образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) МБОУ СШ № 155
План адаптации доступности среды МБОУ СШ №155 для детей с ОВЗ и инвалидов)
Материально – техническое и методическое обеспечение инклюзивного образования
Обеспечение права каждого ребенка на образование – безусловный приоритет краевой системы образования. Развитие инклюзивного образования в нашем регионе осуществляется согласно Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы, утвержденной указом Губернатора края от 13.10.2017 № 258-уг и Планом мероприятий по реализации Концепции. Концепция представляет систему взглядов на получение образования детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, в Красноярском крае, раскрывает цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования, а также приоритетные направления и механизмы реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СШ № 155 осуществляется через реализацию образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Для обеспечения образования создаются специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания
- обеспечение доступа в здания организаций и создание специальных технических средств обучения
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
Одним из главных ориентиров программы «Доступная среда» является создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии.
В 2020-2021 учебном году в МБОУ СШ № 155 обучаются дети следующих нозологических групп:
— обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;
— обучающиеся с задержкой психического развития;
— обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся;
— обучающиеся с умственной отсталостью;
— обучающихся с иными ОВЗ;
Здание МБОУ СШ № 155 построено с учетом всех требований архитектурной доступности. В школе сформирована безбарьерная универсальная среда для детей с ограниченными возможностями: безбарьерность входных проемов, наличие подъемников (лифтов) и системы голосового оповещения (речевых информаторов), кнопкой вызова персонала, тактильными схемами, наличие санузла для маломобильных посетителей.
В школе имеется оборудование для обеспечения успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
Мебель «Кресло-груша» |
Для мягкой тактильной стимуляции, релаксации |
Мат напольный |
Для создания комфортной среды во время занятий, релаксации |
Комплект «Сенсорный уголок» |
Для зрительной стимуляции, релаксации, стимуляции |
Пуфик-кресло с гранулами |
Для создания комфортной среды во время занятий, релаксации |
Тактильная дорожка |
Предназначена для ходьбы босиком по разнородным покрытиям, развивают у детей навыки осязания и учат улавливать различия между теплым и холодным, шершавым и гладким, мягким и твердым, упругим и жестким. |
Массажные мячи |
Для развития физических качеств, координации движения |
Массажные кольца |
Для повышения зрительного и тактильного восприятия |
Куб для развития мелкой моторики |
Развитие мелкой моторики |
Аудиокомплекс с релаксационной музыкой |
Осуществление релаксации |
Зал ЛФК со специальным оборудованием |
Комплексное оздоровление |
Одним из основных механизмов в работе с детьми ОВЗ является оптимально выстроенное взаимодействие разных специалистов образовательной организации, обеспечивающее психолого-педагогическое сопровождение детей: учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, тьюторы. Одной из форм, такого взаимодействия специалистов, является психолого-педагогический консилиум. Психолого-педагогический консилиум МБОУ СШ № 155 – это постоянно действующий, скоординированный и объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующих стратегию сопровождения обучающихся с ОВЗ, интегрированного в образовательную среду, и стратегию развития инклюзивной образовательной среды в целом.
В школе предусмотрены: кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет социального педагога, сенсорная комната, ресурсный класс, медицинский кабинет, физкультурный зал.
Обеспеченность учебной литературой учебных предметов АООП (ФГОС ОВЗ)
Класс |
Учебники |
||
Название |
Автор |
Издательство/ год издания |
|
1 |
Букварь: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Аксенова А.К. и др. |
Просвещение 2020г. |
1 |
Подготовка к обучению грамоте: учебник для первого дополнительного класса общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы НОО обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС |
Тригер Р.Д. |
Владос 2020 |
1 |
Обучение грамоте, подготовка к обучению письму и чтению: Звуки речи, слова, предложения. учебник для первого дополнительного класса общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы НОО обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС |
Тригер Р.Д. |
Владос 2019 |
1 |
Речевая практика : учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Комарова С.В. и др. |
Просвещение 2020г. |
1 |
Математика: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Алышева Т.В. |
Просвещение 2020г. |
1 |
Мир природы и человека: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Матвеева Н.Б. и др. |
Просвещение 2020г. |
1 |
Изобразительное искусство: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Рау М.Ю., Зыкова М.А. |
Просвещение 2020г. |
1 |
Технология. Ручной труд: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Кузнецова Л.А. |
Просвещение 2020г. |
2 |
Речевая практика: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Комарова С.В |
Просвещение 2020г. |
2 |
Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Якубовская Э.В. |
Просвещение 2020г. |
2 |
Чтение: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Ильина С.Ю. |
Просвещение 2020г. |
2 |
Математика: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Алышева Т.В |
Просвещение 2020г. |
2 |
Мир природы и человека: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Матвеева Н.Б. и др. |
Просвещение 2020г. |
2 |
Изобразительное искусство: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Рау М.Ю., Зыкова М.А. |
Просвещение 2020г. |
2 |
Технология. Ручной труд: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Кузнецова Л.А. |
Просвещение 2020г. |
3 |
Речевая практика: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Комарова С.В |
Просвещение 2020г. |
3 |
Чтение: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы
|
Ильина С.Ю. |
Просвещение 2020г. |
3 |
Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Якубовская Э.В |
Просвещение 2020г. |
3 |
Математика: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Алышева Т.В |
Просвещение 2020г. |
3 |
Мир природы и человека: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Матвеева Н.Б. и др. |
Просвещение 2020г. |
3 |
Изобразительное искусство: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Рау М.Ю., Зыкова М.А. |
Просвещение 2020г. |
3 |
Технология. Ручной труд: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Кузнецова Л.А. |
Просвещение 2020г. |
4 |
Чтение: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы
|
Ильина С.Ю. |
Просвещение 2020г. |
4 |
Речевая практика: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Комарова С.В |
Просвещение 2020г. |
4 |
Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы
|
Якубовская Э.В |
Просвещение 2020г. |
4 |
Математика: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Алышева Т.В |
Просвещение 2020г. |
4 |
Мир природы и человека: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Матвеева Н.Б. и др. |
Просвещение 2020г. |
4 |
Изобразительное искусство: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Рау М.Ю., Зыкова М.А. |
Просвещение 2020г. |
4 |
Технология. Ручной труд: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Кузнецова Л.А. |
Просвещение 2020г. |
8 |
Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Якубовская Э.В. |
Просвещение 2020г. |
8 |
Чтение: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Малышева З.Ф. |
Просвещение 2020г. |
8 |
География: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Лифанова Т.М. |
Просвещение 2020г. |
8 |
Математика: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Эк В.В. |
Просвещение 2020г. |
8 |
Биология: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Никишов А.И. |
Просвещение 2020г. |
8 |
История Отечества: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы |
Бгажнокова И.М. |
Просвещение 2020г. |
Положение о работе с ресурсами сети Интернет и электронной почтой
Условия охраны здоровья обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ СШ № 155 создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.
Основные направления охраны здоровья:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- Организация питания обучающихся;
- Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в МБОУ СШ № 155 осуществляется на основе договора с Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Красноярская городская детская поликлиника № 1» (КГБУЗ « КГДП №1»)
Условия питания обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»
- Постановление Правительства Красноярского края от 05.04.2016 № 155-п об утв. порядка обращения за получением денежной компенсации взамен горячего завтрака и горячего обеда обучающимся с ОВЗ.
- Методические рекомендации MP 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.)
- Методические рекомендации 2.4.0179-20 по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций.
В МБОУ СШ №155 оборудована школьная столовая на 640 посадочных мест. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями столовая оснащена современным технологическим оборудованием для приготовления пищи, хранения продуктов, мытья и обработки посуды.
Утверждённые режим и график работы столовой, обеспечивают слаженную организацию питания обучающихся и работников школы.
Контроль санитарно-гигиенического состояния пищеблока, отслеживание меню на соответствие качества, нормы, калорийности блюд, С-витаминизации, соблюдения правил хранения продуктов питания и контроль личной гигиены работниками пищеблока осуществляется бракеражной комиссией и комиссией контроля за качеством питания.
Льготное питание организовано для следующих категорий обучающихся:
-дети из семей, имеющих статус малообеспеченной семьи;
-дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Организовано 2-разовое горячее питание для детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.